Игорь Кузнецов. Космос начинается на земле Подмосковья

      Россия - великая космическая держава. Никто не спорит? Правильно. Но буду справедливым: в 1942 году с полигона Пенемюнде был осуществлён удачный пуск ракеты А-4 (Фау-2) на дальность около 200 километров, масса ракеты составила 12 тонн. Так, впервые сделанная человеком машина коснулась космического пространства. Но беспощадный молох войны перемолол этот факт, оставив его безмолвным. И вот прошло уже более полувека со дня запуска первого искусственного спутника Земли, со дня гагаринского старта. То грандиозное событие открыло космическую эру.

      Спустя годы в подмосковном лесу появился мой Зурбаган, Космическая столица России. Теперь каждое утро хожу через сквер имени Германа Титова. А в нашем тенистом городке эта знаковая дата попросту дата домашняя - сродни дню рождения. Мы с местными детишками задумали целую серию связанных с ней инсталляций, праздников и детских выставок. Одну из них назвали "Первые в космосе". Долгими вечерами и в выходные рисовали, выжигали, мастерили, набирались творческих идей в специальных космических павильонах.

      Сильно впечатлили обезьянки, которым в начале 1980-х годов давали поработать на орбите "уперёд батьки в пекле" - перед запуском Международной космической станции. Общими усилиями мы сделали первую композицию "Собачки в космосе". Потом ещё две. Орбитальная группировка роботов "Фемто" и "Поселение землян в системе Альфа Центавра". Взрослые подивились задору и фантазии, но однако горячо одобрили. Замечу, что всё это было сделано чисто на энтузиазме и с минимальными затратами - из подручных материалов.

      Жители Одинцовского района по-хорошему отнеслись к нашей затее, поддержали и написали в приготовленный кондуит очень много добрых, сердечных слов. С большой надеждой ожидаем, что эту самодельные выставки будет смотреть жена космонавта №2 Тамара Васильевна Титова. В связи с тем, что жизнь нашего уютного городка связана с высокими орбитами, считаю не лишним напомнить о некоторых космических ступенях Германа Степановича. В августе 1961 года Герман Титов выполнил свой легендарный полёт продолжительностью 1 сутки, 1 час и 18минут, сделав 17 оборотов вокруг планеты и пролетев почти миллион километров.

      В полёте имел позывной «Орёл». При спуске космонавт катапультировался, как и было запланировано, но, оглядевшись, увидел, что парашют несёт прямо на железнодорожные пути, по которым мчится поезд. Трагедии удалось избежать – Герман Титов приземлился на вспаханном поле вблизи города Красный Кут, недалеко от Саратова. Правда, пришлось объясняться с местными жителями, которые приняли его за иностранного шпиона и не отпускали до прибытия поисковой группы. На момент полёта Герману Титову было 25 лет и 330 дней, поэтому он является самым молодым из всех космонавтов мира, побывавших на орбите.

      После окончания Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского Герман Степанович стал старшим инструктором-космонавтом и взял на себя командование вторым отрядом космонавтов, а затем возглавил 4-й отдел Центра подготовки космонавтов, готовившего пилотов для авиакосмической системы «Спираль». Затем Титов был заместителем начальника Центра по управлению космическими аппаратами, председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем, активным идеологом создания морских кораблей измерительного комплекса.

      После выхода в запас генерал-полковник авиации Герман Степанович Титов работал президентом Международного научно-технического центра "Космофлот", заместителем председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса и президентом Федерации космонавтики России. Имя Германа Степановича носит кратер в Море Москвы на обратной стороне Луны, остров во вьетнамской бухте Халонг, Главный испытательный космический центр и один из подмосковных лицеев.

      С неизменной сердечностью и широтой русской души космонавт №2 искренне радовался встречам с местной любознательной мелюзгой - мальчишками и девчонками Подмосковья. Поэтому Герман Степанович Титов в нашей памяти навсегда остался молодым.

      Небольшое лирическое отступление от космической темы.
      Хотя как знать, как знать.

      «Феврально радио поёт, приволье молодости дальной, натопленность уютной спальной и межпланетный перелёт.» И однажды в мастерской художника космонавт мельком увидел тебя. Карандашный набросок по памяти прекрасного женского образа. Образа ангельского. Видение было мимолётным. Ты мгновенно растворилась в таинственной дымке. Что это было? Память о кусочке мёртвого мрамора? Или всё-таки знак? И вновь вы встретились на дивной земле Подмосковья. Смешно и случайно.

      Он даже не предполагал, какая ты на самом деле. Ведь студия маэстро, а затем прочные стены и двери укрывали тебя от чужих взглядов. А нынче прихотью частного владельца оказалась выставленной в укромном уголке полусонного парка, хоть и на пьедестал, но... на обозрение праздной публики. И вот, мраморная, стоишь на ветру, слегка прикрытая паутинкой мраморной ткани. Слава богу, уже согрелась земля. Всё сильнее пощекотывает солнышко ранней весны. По всей России на берёзах трепещут белые флажки старой бересты, посылая земной привет космосу. Самые тонкие берёзки, в прошлом году сбивавшиеся в кордебалет серыми мышками, нынче превратились в белоногих красавиц. Их осторожно обдувает лёгкий ветерок. Не в силах растрепать мраморные волосы, он щекочет кожу на плечах, прикасаясь к тебе трепетными чуткими пальцами.

      Где-то в глубинах зелени осторожно крадутся нездешние запахи, иные звуки, мягкие пастельные краски. Всё в полутонах, в полутенях и совершенно отсутствуют резкие, кричащие, вызывающие цвета и острые края необработанных злых камней. По привычке молчишь, кротко задумавшись о своём.

      Тебя слегка веселят блики солнца на изменчивой поверхности водоёма неподалёку. Трепет бабочек, стрекоз и негромкие вскрики птиц отнюдь не пугают, а только немного волнуют. Пребываешь в полном покое, в тишине, приятной прохладе, невольно прислушиваясь к движению груди во время дыхания. Понемногу в теле разливаются лёгкая теплынь и удовольствие.

      Чувствуешь себя полностью расслабленной и свободной, насколько это возможно под мраморной кожей. Ощущаешь, как сладкая нега и непонятная теплота разливаются по клеточкам тела. Так хорошо, безопасно, радостно и свободно. Вот ветерок поначалу спокойно и нежно, а потом уверенно и шаловливо ласкает тебя, будто некто прикасается к щеке тыльной стороной ладони и тут же исчезает.

      Когда осознаёшь это мимолётное прикосновение, то рождается приятное воспоминание от осторожно-властного касания мужских рук. И глаза прикрываются, и усиливается чувство надёжности, покоя и какого-то наслаждения. Прикосновения космического гостя дерзки и удивительны, словно неожиданные касания шершавого собачьего языка: вначале безумно щекотно, а потом сразу – холодно.

      А сладкое тепло усиливается. Грудь, живот, ноги начинают пылать огнём. Каждое неожиданное, но чаемое дуновение охлаждает, ласкает, ворошит и щекочет. Отчётливо ощущаешь пульсацию, сдержанную приятную пульсацию, которая то усиливается, то затихает в точном соответствии с набегами ветра. Ощущения в животе становятся всё сильнее, всё волнующе и слаще. Пульсация с поверхности кожи переходит глубо-ко-во-внутрь.

      Возникает слабый, но настойчивый и перехватывающий дыхание ритм, которому нет сил сопротивляться. Твоё мраморное естество всё сильнее захватывает ощущение неги и безопасности, а также какого-то безграничного доверия – до полного растворения в воздушных флюидах.

      Незнакомец, нежно обдувая, а затем согревая, безвинно шалит. И ты уже начинаешь ждать, когда вновь появится этот осторожный ненавязчивый шелест, чуть ленивый и мгновенно узнаваемый. И сразу распускаются бутоны благодарных чувств, которые наполнены неостановимым пульсом, влагою и целебной теплотой.

      Это вызывает в душе всплеск благодарности и тонкую привязанность к осторожным и нежным пальцам. Тебе совершенно не хочется расставаться с мечтой. Напротив, появляется лёгкая жажда и желание продолжать и продолжать под звуки капели с берёз эту нежную волнующую игру.

      Слышишь лёгкую суету от маленьких шаловливых существ. Хотя, казалось бы, откуда это может быть здесь, у твоих мраморных ног? Но вот уже чувствуешь воздушное колыхание, волнующий шелест тончайшей материи, которая так долго укрывала недвижные и тонкие черты твоего лица.

      И вдруг ощутила, что действительно стала живой, что можешь сойти со своего пьедестала на малахитовую траву. Тебя обдала целая волна, радуга весенних запахов. Всепоглощающая, тревожная и зовущая. Пока ещё неизвестны ни время, ни место встречи с ним, вернувшимся из космической бездны. Есть только зыбкая тайна появления мечты на горизонте.

      Но современная жизнь катастрофично стремительна. Понимаешь, что всё может длиться и вечность, и всего лишь мгновенье. Потому если случай позволит хоть минутное, лёгкое прикосновение к счастью – хвала и слава этому случаю.

      И вот в завораживающее шелестение вплетается пружинистый, приглушённый звук, исходящий от неведомого зверя. Твою плоть пробивает лёгкий электрический разряд. Неожиданный и животворный. Под тонким мрамором проявилось прекрасное ждущее тело, готовое воспринять. Судьба улыбнулась чуть иронично, но весьма благосклонно и вовремя. Ваши взгляды скрестились шипами. Заискрило. Всё сильней и неудержимей. Твоё сердце готово вырваться из-под мраморной кожи. Не можешь справиться с нахлынувшими.

      Нежно касаешься его крепкой, властной руки. И он уводит тебя прочь от посторонних нескромных глаз. Постепенно растворилась, исчезла прозрачная накидка и смазались, стремительно уйдя вниз, растревоженные тенёты подмосковного парка, и Земля скрылась на крутом повороте спирали.

      Снится нам трава, трава у дома, зелёная, зелёная трава...

      Отрывок из книги Игоря Кузнецова «Избранные произведения он-лайн».

     чтобы вернуться закройте это окно